учеба совриску

Новый учебный год - что делать если отучился во всех школах современного искусства, а чудо до сих пор не произошло.

Вообще, если это история про вас в буквальном смысле, т.е. вы реально год за годом из одной школы мигрируете в другую, вам около 35 и переживаете, что учиться больше негде - вам надо к психологу. Это всего лишь страх оказаться не под крылом внимания, за которое привыкли платить деньги.

Наверное самый главный урок, который дает институция (каждая школа совриска - отдельная институция) - найти смелость выйти и действовать самостоятельно. Продолжать практику, экспериментировать и участвовать в выставках не будучи студентов.

Для чего школы совриска и что дают?

  • Восполнить знания об истории современного искусства, которую игнорируют академ институты.
  • Обратить внимание на философию и критику. Философия и критика - я определяю как фундамент, без которого художника быть не может (или не должно) по определению.
  • Среда, так или иначе у вас начнется выставочная практика и будет возможность зацепиться или понять как в современные музеи и галереи попасть.

Эти школы созданы не просто так, у них некая охранная функция среды. Потому что сотрудничая с художниками из институций есть хоть какая-то гарантия, что автор чего то стоит или будет стоить. Если случится косяк - всегда можно найти бунтаря. Всегда можно проверить биографию, спросить рекомендацию и художник не спросит вас, что такое экспликация или AS.
Риск сотрудничества с ноунеймами высокий - несоблюдение сроков, срывы проектов, отсутствие понимания вопросов экспонирования, плохие тексты и пустые работы. Кураторов можно понять, имея обязательства перед площадкой и спонсорами, работая с выставочными планами и заботясь о своей репутации, важно риски минимизировать.
Кстати, “черные списки” художников - это не миф. Как и кураторов. Не тянете проект - не беритесь. Важно качество, а не количество. Здесь сразу хочется сказать о гигиене: думайте о гигиене присутствия в медийном пространстве и гигиене проектов.

Школы учат пониманию, что участие всегда везде и во всём не показатель вашего таланта, а напротив - демонстрация отсутствия понимания что вы здесь делаете и зачем.

Для кого учеба?

Учатся как правило художники, которые находятся в тупике своей практики и не знают как выбраться.

Зачем?

Поиск новых ходов, экспериментов и конечно людей. Хотя бы один новый друг у вас точно появится. А если нет - значит не за тем шли, это тоже норм. Не переживайте если “комьюнити” не случилось. О нём вам будут твердить с первой лекции, но на практике это больше исключение из правил. Количество реальных самоорганизаций (не проектов-однодневок) очень очень маленькое.

Обратная связь - возможность просить разбора ваших проектов, конструктивная критика.

Про что забыть?

Ошибка многих: жду какого-то задания от учителя/ куратора, сделаю его и стану контемпорари стар.

Здесь всё работает не так. Учеба - это теория.
Есть вы, у вас есть своя личная практика, в процессе обучения ваш подход к практике начинает меняться (узнаете что-то новое, пробуете) или темы с которыми интересно работать меняются.
Однажды куратор или преподаватель попросит показать текущие проекты. Если что-то подойдет - он с вами свяжется и куда-нибудь позовёт.

Это важный момент, я очень часто слышала комментарии и критику “на какую тему вам нужна работа/ дайте задание и я сделаю / какая тема у вашей будущей выставки?”.

Схема такая: вы делаете что-то и потом ваши проекты сами находят место.
Схема меняется на другом уровне коммуникаций и спустя время вашего присутствия в среде, когда куратор просит вас сделать новую работу для будущей выставки уже зная, что это ваша тема или медиум (если выставка про технологии производства искусства), когда куратор уже заранее знает, что от вас примерно ожидать и какого качества.

Токсик?

Я до сих пор не могу ответить на вопрос, что токсичнее - театр или совриск. Но преимущество совриска - автор сам в ответе за свою работу. Токсик и подставы там, где появляются деньги. Если вы дойдете до этого момента - поздравляю. Но это уже не совсем совриск, а галерейная история, поэтому не волнуйтесь.

Ваше окружение поделится на тех, кто будет говорить какой вы классный, и на тех, кто будет говорить какое вы вторичное говно. Цените вторых, в критике можно найти что-то интересное.
И цените, что про вас вообще говорят. Причем бесплатно. Плюс учебы - вы можете получить обратную связь и критику на свою работу, вы за неё платите. Не за улыбку и равнодушную похвалу, а за разбор. Учитесь наглости и спрашивайте всех, чье мнение котируете. У меня есть такие “жертвы” - каждый опыт диалога даёт много для роста.

Когда я стану звездой? никогда

Даже если вы попадете на серьезную выставку в уважаемой институции, даже если попадете на Венецианскую биеннале (например в параллельную программу вполне реально) - в вашей жизни ничего не изменится. Цена изменится на работу, если она оплачиваемая ))))
Быть художников про любовь к процессу создания работ. Выставки - эмоция на несколько часов, практика - то с чем вы находитесь всю жизнь.

Художник я или всё таки нет?

В целом вам будет всегда казаться, что ничего не происходит и не меняется. Условный вопрос “а туда ли я иду” будет возникать чаще, выгорание бить по самооценке.
Ловите лайфхак (этот совет мне очень помог):
мыслите краткосрочно и отвечайте на каждый вопрос - разрешением.
Я художник вот эти три месяца, принимаю это решение и вернусь к вопросу позже. Всё. Три месяца вы просто работаете. И что-то меняется.

Про институты совриска.

Обучаясь в “Свободных мастерских”, Базе, ИСИ, параллельно в Среде обучения и посещая краткосрочные курсы фотографии в школе Родченко - вы не получите ничего. Надо пахать в своей практике, а не слушать одни и те же лекции разными словами. Если вам нечего искусству предложить самому, кроме денег, оно вам тоже ничего не предложит, кроме чека на оплату.

Свободные мастерские - слово «мастерские» здесь условное, мастерских нет, это теоретический курс - быстрый ликбез по теории, весёленькое комьюнити, собираются как правило все очень разные. Иногда преподаватели берут инициативу и зовут своих слушателей к себе в мастерскую (настоящую), к чему-то привлекают. Команда школы всех студентов поддерживает, старается делать какие-то проекты в галереях. Это хорошая начальная история, когда ты просто запутался и нежно хочешь понять, что такое совриск, но не готов еще к серьёзным шагам.
Это очень дружелюбная среда, которая поможет освоиться и понять что-то про себя. Всего год, приятная цена. Я рекомендую на начальном этапе именно Свободные - для меня это было периодом адаптации, внедрения и мотивации.
Из минусов - здесь нет философии и критики, то есть предмет по философии есть, но как будто он не к месту и проходит мимо.

БАЗА. Здесь важно понимать что такое Анатолий Осмоловский и Света Баскова. Сильная теория со субъективным взглядом (в этом и суть). Философия, критическое мышление. Все здесь на месте. Звать вас на выставки не будут, с этим очень строго. Вам дают знания, а сумеете ли их интегрировать - уже вопрос времени. В процессе обучения вы поймете какое вы говно. Случится кризис. Дальше самая интересная часть - будете пытаться из кризиса выйти.
Вам понадобится много работы над собой. Количество проектов уменьшится или сведется к нулю, потом начнется что-то большое и серьезное. Или закончится.
Здесь очень много про критическое мышление, разбор “говна” и гигиену практики. Очень ценно. Похвалы не ждите, а поддержку и полезные советы от Светы можно получить.

Я помню большой спор про выставки-смотрины, который определяет отличие Базы от других мест. Выставки - смотрины - это некий художественный движ, где авторы показывают свои работы, общаются и знакомятся друг с другом. Функция социальная. База против такого подхода. Выводы делайте сами.

ИСИ - то же самое что и Свободные мастерские, только два года и дороже. И есть Станислав Шурипа, бОльшая часть студентов-мигрантов идут за ним. Я бы сказала так, здесь история про насмотренность и знакомства. Не про критику. В спокойном темпе без эмоциональных качелей.

Среда обучения. Онлайн, многим нравится, но как онлайн может создать комьюнити в реальности? Здесь интересная программа по описанию и рассчитана на тех, кто ну совсем не может учиться в офлайне. Из плюсов - они ориентируются на то, чего не предлагают другие школы - это критика/журналистика, онлайн-мастерские. Очень хвалят Повзнера. Проект, сделанный под запрос аудитории, которая хочет узнать про современное искусство, но пока не знает зачем.

Школа Родченко
Это дневное обучение, что уже фильтр. Для тех кому не нужно работать, для молодежи вместо института. Для тех кто хочет заниматься фотографией, мультимедиа и звуком. Краткосрочные курсы - для совсем начинающих. Много критики связано именно с мастерами, студенты уходят если взгляды и подход не совпадают. Учиться сложно, совмещать не получится. Для мигрантов единственный оптимальный вариант - это грант.

Концепция - спекулятивный проект, который исчез.

Tzchool - новая история от Цветника.

Еще:

Спустя год обучения вы поймете как все устроено внутри. Найдёте ответ для себя - а чего вы хотите, сколько своего ресурса готовы на это выделить. Если это хобби в нерабочее время - не ждите приглашения на Документу. Если это ваше единственная деятельность в свободное от домашних дел время - цените привилегию и пашИте еще больше, снимите мастерскую, организовывайте встречи. Вы можете быть очень полезным и нужным среде, где много очень талантливых но еле выживающих художников. Если вы заблудились в своей жизни - принимайте краткосрочные решения. Всегда может не понравиться, всегда можно уйти. Ошибаться - это намного полезнее, чем задаваться вечными вопросами и ничего не делать.

Художник выходного дня? ненавижу это определение

Студенты делятся на два типа - те кто не обременен вопросом денег, и те, кто выживают, относясь к искусству как к смыслу жизни.

Всем надо на что-то жить. Платить за жилье, учебу, на что-то делать свои проекты. Не получать за это ничего. Занятие совриском - очень сложный образ жизни и образ мысли. Кто-то идёт в спортзал и ресторан, кто-то арендует мастерскую. Кто-то идет на дискотеку, кто-то монтирует ночью выставку. Вопрос ценностей. Лишние здесь не задерживаются надолго, теряют мотивацию.
Форма садомазохизма … Остаются те, кто по другому не может и как-то приноровился. Офисная работа переходит на формат фриланса, со временем всё больше становится связана с искусством. Какой-то компромисс возможен, со временем ответ найдется … вы сделаете выбор по сердцу.

Как перестать бояться не быть студентом?

  • Деньги, которые вы тратите на учебу можно тратить на сами проекты и аренду мастерской, согласитесь, это разумно.
  • Хороший художник - здоровый художник. Здесь можно поспорить, но с возрастом ресурс здоровья все больше связан с продуктивностью и реализацией.
  • Новые шаги - резиденции, международные программы, совместная практика с близкими по духу людьми.
  • Практика - на первом месте.
  • Все люди у которых вы учились не исчезнут из вашей жизни, всегда можно поддерживать связь и обращаться за советом.
  • Идите за новым, книги и теория - есть в свободном доступе. А инструментов можно набрать здесь: драматургия, экспериментальный театр, современный танец и танц перформанс, мастерские художников, ридинг группы.

Почему я об этом пишу:

Я тот человек, который боялся не быть студентом и рискует быть вечным мигрантом. И этот текст родился в процессе разговора с собой. Я попала в сети дополнительного образования в 2018 году, началось с театра, но закончились деньги. Когда закончились деньги - началось все самое интересное и ценное.

Текст: Тина Шибалова
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website